О шизофрении и условно здоровых людях

О шизофрении и условно здоровых людях

Шизофрению правильнее называть схизофрения. Именно так называли её ключевой признак – Схизис, психиатрические отцы-основатели: Ойген Блёйер и Эмиль Креппелин. “Схизис”- расщепление. Несвязанность и противоречие процессов мышления. Отсутствие внутреннего единства психической деятельности. У человека без схизиса, но, например, с навязчивыми мыслями, или даже с серьезной депрессией, все равно останется ощущение внутреннего единства. Ощущение, что внутри головы есть только он один.

Да, человек с депрессией всерьез может думать, что он самый плохой на свете и всем мешает. Человек с навязчивостями понимает, что не может прогнать из головы какие-то неприятные мысли или не может заставить себя удержаться от ритуалов. Но они понимают, что это их мысли. Нет ощущения их чуждости.

При схизисе эти мысли перестают распознаваться как свои. Сначала они просто “оформляются” сознанием как звучащие в голове голоса. Ведь мысли-то есть, сознание их вполне фиксирует. Но нет ощущения, что они созданы нами. Они вроде как не наши. А откуда ж они тогда? А их кто-то произносит. Голоса, одним словом.

Затем, при прогрессировании процесса, человек начинает замечать, что теряет контроль над своими поступками. Его руки, ноги и язык делают что-то, но он “вроде как” не давал на это команду. Поступки-то его, и ничьи больше. Он просто не давал на них команду. Это сделала та самая “отщепленная” часть.

Развивается то, что называется синдром психических автоматизмов. Человеку начинает казаться, что он “автомат”, “робот”, лишенный выбора и действующий по чужой команде.
— Мои руки сами берут бритву и режут мои бедра.
Так мне недавно говорила четырнадцатилетняя девочка, которую мама привела ко мне на консультацию для второго мнения. И я понимаю её. Ох как непросто проверить, что у твоего ребенка шизофрения.

И тут мне скажут: “Доктор, а как же бред и галлюцинации?. Разве не это шизофрения?”.
Нет, ребята, вовсе не обязательно. И бред и галлюцинации бывают как раз почти при всех серьезных психических расстройствах.

Человек, который моет руки семью кусками мыла, каждый используя только для одного намыливания, потому что абсолютно уверен, что иначе он без сомнения заразится и умрет, страдает не шизофренией. У него обсессивно-компульсивное расстройство. Мало того, в принципе, на высоте страха заражения он вполне может галлюцинировать и “видеть”, как “микробы запрыгивают ему на руки”. Но это не шизофрения, и лечится ОКР кардинально по другому. Не нейролептиками, а сверхвысокими дозами СИОЗС.

Люди, наивно считающие себя здоровыми, боятся тех, кого они называют “шизики”. Боятся, презирают, брезгуют. Помню однажды на вызове я попытался одному здоровенному бугаю объяснить, что у его жены не шизофрения, а маскирования депрессия. И что его жена не шизофреника. Он посмотрел на меня бычьим взглядом налитых кровью, водкой и ненавистью глаз и сказал, что он в сортах говна не разбирается.

Люди, наивно считающие себя здоровыми, полагают, что “шизики” страшны потому что не контролируют себя. Пардон, ребята, а что мужик, через три дня после запоя, бегущий с ножом за женой и детьми, и кричащий, что они – Сатана с чертями, и что он их убьёт, он что, сильно себя контролирует? А ведь у него не шизофрения. У него алкогольный делирий.

Или человек, которого на совещании с руководством накрыла паническая атака, и он сломя голову бежит из офиса, он себя сильно контролирует? А ведь и у него не шизофрения, у него паническое расстройство.

Люди, наивно считающие себя здоровыми, считают, что “шизики” – это злые существа, постоянное замышляющие кровавые убийства. Однако, поверьте, самая частая эмоция, которую испытают пациенты с шизофренией, это страх. Потому что это бесконечно страшно, верить в то, что вашими поступками управляют, что вокруг вас заговор, что в вашей голове устройство для чтения ваших мыслей… А на выходе из обострения психоза, с отчаяньем понимать, как сильно ты отличаешся от других людей. И как эти люди презирают, ненавидят и боятся тебя.

Те же самые люди, которые гоняются за женой с ножом, смотрят детское порно, топят в ведре котят, бьют детей или насилуют девушек в ночных клубах.

Те же люди, которые изменяют супругам, приносят домой гонорею и их дети, вытирающися с ними одним полотенцем, получают гонококковый конъюнктивит.

Те же люди, которые подсыпают яда соседской собаке, чтоб она не лаяла по вечерам.

Те же люди, приводящие домой чужих мужей, и выгоняющие своих детей зимой на улицу без перчаток, чтоб вдоволь потешить свою похоть…

Те же люди, встречающие врача скорой помощи ударом в лицо…

Те же люди, ненавидящие своих детей так,что всю жизнь рассказывают им какие они сволочи, как они им жизнь испортили, и вообще, нужно было аборт сделать и выкинуть из ошмётки в ведро…

Разве люди, страдающие шизофренией, сбрасывали атомные бомбы на города? Или сжигали заживо детей и женщин в Белоруссии и Вьетнаме? Разве люди, страдающие шизофренией, продают мефедрон возле школы? Разве люди с шизофренией похищают девочек и превращают их в героиновых проституток для богатых педофилов? Разве люди с шизофренией пользуют их, обколотых и размалеванных дешёвой косметикой?

Нет, это делают люди БЕЗ шизофрении.

Здоровые прекрасные люди, ваши соседи и друзья, у которых нет никакого схизиса.

Вы все ещё думаете, что человек страдающий шизофренией, принимающий лекарства и регулярно посещающий врача, опасней чем они? Или чем-то хуже?

Я вот так не думаю. Я боюсь не больных. Я боюсь здоровых. Вернее тех, кто в своей здоровости и своей правоте убежден. Потому что человеку с шизофренией можно помочь. Он и сам ищет помощи, приходит за ней. А вот такие ребята… Ну, сами понимаете…

Впрочем, ладно, накипело мне просто это спесивое отношение необоснованного превосходства типа здоровых над типа больными.

Сегодня пятница. Отдыхайте, друзья, и не болейте.
На фото Джон Форбс Нэш. Это именно про него был снят замечательный фильм “Игры разума”