Засада на Павелецкой

Засада на Павелецкой

Для консультации вне кабинета мы пошли на площадь Павелецкого вокзала. Близко, шумно, многолюдно. То что нужно для отработки навыков концентрации и переключения внимания.

В центре площади мультинациональный музыкальный фонтан. Музыкальный, потому что фонтанит под музыку Вивальди, Чайковского и Моцарта. А мультикультурный, потому что в нём пищат от восторга дети всех народов и рас. Причём пищат на всех языках абсолютно одинаково.

Сергей, мой пациент, внешне мне полная противоположность. Высокий, худющий, темноглазый. Сели с ним на парапет напротив фонтана. Наша цель на это занятие – тренировка навыков сосредоточения и переключения внимания. И шумная площадь подходит для этого как нельзя лучше. Думал я. Наивный терапевтишко.

– Итак, Серёжа, давайте найдём пять звуков. Что можно выделить?
– Фонтан шумит.
– Да, раз. Что ещё?
– Музыка, детские голоса в фонтане.
– Два, три. Что ещё?
– Трамвай шумит и…
– И кто-то рядом говорит, слышны голоса. Ок. А теперь давайте слышать только звуки музыки И ничего кроме них. Поехали.

Чайковский “Вальс цветов”. Музыка знакомая с детства. Вечная, радостная, гармоничная. Я слушаю и наслаждаюсь.

Вдруг над ухом раздаётся: “Я прошу прощения, я потерял телефон, мне нужно на него позвонить”. Поднимаю глаза – какой-то седой мужичок в шортах и футболке. Смотрит на меня немного испуганно и просяще. Так смотрит уличный пёс, когда ты по доброте душевной протягиваешь ему кусок пирожка с печенью. И ему и пирожка хочется и боязно, — а ну как пнут и посмеются?

Достаю свой телефон, мужик диктует номер, включаю на громкую, из рук не выпускаю. Слушаю, как мужик пытается объяснить какой-то Яне, что он у фонтана напротив вокзала, и что Яна тоже там и всё сопровождающие такие диалоги мучительные длинные междометия.
Яна нашлась, передала телефон, мужик поблагодарил и как-то виновато объяснил, что мол теперь если потеряешь телефон, то всё, хана, теряется тоже всё и сразу.

Ладно. Попытка номер два.
Мы с Сергеем сели, отрегулировали дыхание, сосредоточились и приготовились вычленить только звук воды.

– Я извиняюсь, конечно, но это, пацаны, тут типо, как его, с телефоном короче непонятки…

Открываю глаза, какая-то пьяная красная рожа, какой-то разбитый мобильник, перегар и чёрная грязь под ногтями.

– Да ë-моë! Да что за звездец такой! Вы сговорились что-ли?

Рачьи красные глаза напротив мигают, отражая тщетные попытки внутричерепной работы по осознанию ситуации.

– Пойдёмте, Сергей, ну его нахрен.

Переходим на другой конец площади.

– У вас, Михаил Сергеевич, наверное лицо просто доброе. Двое подошли за помощью. Ко мне вот не подходят, — говорит Сергей.

А я думаю, что когда человек слушает “Вальс цветов”, у него никакого иного выражения на лице и быть не может.

P. S.
Пока писал это, подумал, что получилась прекрасная иллюстрация того, как в сознании происходит мыслительная работа. Только сосредоточился, только выбрал задачу и стал её обдумывать, как вдруг нежданная автоматическая мысль из подсознания. “Черешня… Вот бы сейчас черешни… Со взбитыми сливками… ” Тьфу, блин.